Ламповые гитарные усилители

ламповые гитарные усилители

В рейтинге гитарных усилителей, ламповый усилитель заслуженно занимает первое место. Десятки лет безупречной работы и миллионы положительных отзывов от музыкантов всего мира. В чем же кроется загадка популярности технологии даже не вчерашнего, а уже позавчерашнего дня? Давайте выясним вместе.

Лампа. Это волшебное слово как мантру повторяют все без исключения гитаристы. Даже молодые, начинающие музыканты знают «с пеленок», что ламповый гитарный усилитель – это венец творения гитарно-усилительной индустрии. Профессионалы и вовсе не признаю ничего, кроме старого доброго лампового звука. Лампа – вот к чему мы стремимся, постигая премудрости игры на электрогитаре, извлекая «неправильный» и «ненастоящий» звук из своих транзисторных комбиков. И в то время, пока человечество создает микросхемы, нанотехнологии и учится клонировать себе подобных, мы, в своем стремлении найти идеальный звук, все глубже уходим в прошлое. К самому началу двадцатого столетия, ведь именно тогда и была изобретена лампа.

Итак, мы знаем, что ламповый усилитель по сей день является эталоном настоящего гитарного звучания. Но почему? Чем хуже транзисторные, цифровые или гибридные усилители? Неужели за столько лет окологитарная индустрия не смогла изобрести ничего более современного, более качественного и, наконец, более прогрессивного, чем лампа?

Конечно, смогла, и изобрела. Но, давайте по порядку.

Ламповый усилитель был изобретен в те далекие времена, когда лампа (не путайте с обычной лампой накаливания, которую мы используем для освещения) служила основной для любого электроприбора. Тогда это было вызвано простой необходимостью, поскольку по-другому делать еще не умели. Уже тогда подобные приборы в полной мере удовлетворяли вкусы гитаристов. Хотите чистый звук – пожалуйста. Хотите перегруз – вот Вам отличный ламповый перегруз без всяких педалей эффектов. Конечно, у лампы были недостатки. Из очевидных — это сложность в транспортировке. Ведь лампа – вещь достаточно хрупкая. Кроме того, ламповые усилители достаточно громоздкие, да и стоимость их достаточно высока. Но, на все эти мелочи музыканты закрывали глаза. Главное ведь, отличный гитарный звук, ламповые усилители обеспечивали.

Путаницу внес научно-технический прогресс. Вначале были изобретены транзисторные усилители, а потом и цифровые. И, вроде бы, все было хорошо. Усилитель на основе транзисторов получился легче, компактнее, и удобнее в транспортировке, нежели ламповый. А усилитель на основе микросхемы (цифровой усилитель) вообще вместил в себе кроме самого усилителя, еще и десятки гитарных эффектов. Что уж говорить о цене, такая техника стала доступна практически каждому желающему. Казалось бы, что еще нужно. Покупайте, пользуйтесь и радуйтесь, но не тут то было.

Сравнение всех видов усилителей показало, что та самая лампа из прошлого, умудрилась «обскакать» все выпущенные позднее новинки. По всем параметрам гитарный звук, усиливаемый ламповым усилителем, оказался гораздо лучше всего того, что могли выдать и транзисторы и микросхемы. На самом деле, описывать звук любого усилителя достаточно сложно. По сути – это очень субъективная оценка, с которой могут не согласится мои читатели. И, надо сказать, Вы будете совершено правы. Звук нужно слышать, а не читать о нем.

 И сегодня, практически все профессиональные музыканты всем прочим видам усиления предпочитают именно ламповый звук. Это касается и чистого звука и перегруза. К слову, многие музыканты вообще не используют гитарные педали перегруза, а свое дж-дж-дж получают, просто перегружая ламповый усилитель. В угоду им компании FENDER, MARSHALL и многие другие выпускают соответствующие приборы.

ламповый комбоусилитель  ламповый усилитель

Как вы могли заметить, ламповые усилители выпускаются как в виде «головы», так и в виде комбоусилителя. Однако, существуют еще и ламповые гитарные предусилители.

ламповый гитарный предусилитель

Предусилитель нужен для того, чтобы усилить сигнал гитары перед тем, как он попадет в усилитель. Подключается он в цепь между электрогитарой и усилителем. Причем, возможны различные варианты комбинирования усиливающей аппаратуры:

ламповый предусилитель + ламповый усилитель;

ламповый предусилитель + транзисторный усилитель;

транзисторный предусилитель + ламповый усилитель.

А вот в комбоусилителе такая схема используется, как правило, всегда, и, втыкая гитару в комбик, мы уже получаем цепочку: электрогитара-предусилитель-усилитель. Причем, существуют комбоусилители, в которых ламповый – только предусилитель, а усилитель – транзисторный. Такие комбинации влияют на качество звука крайне положительно.

Да, ламповый усилитель стоит довольно дорого. Да, его большой вес и чувствительность ламп к ударам делают неудобной его транспортировку. Да, на таком усилителе нельзя полноценно поиграть в своей квартире, поскольку разогреть лампы и раскачать динамики можно только на большой громкости (а нет, вспомнил, есть же аттенюаторы, о них читайте ниже). Но, даже все эти минусы не в состоянии уменьшить  популярность лампы.

Понятно, что чаще всего ламповые усилители используются на концертных площадках, в студиях и на репетиционных базах, то есть, в тех местах, где громким звуком никого не напугаешь.

Дома же, если очень хочется, можно играть на лампе, используя аттенюатор.

аттенюатор

Эта маленькая коробочка меняет сопротивление. Подключив его в разрыв между усилителем и кабинетом, Вы с одной стороны, сможете разогреть лампы, а, с другой стороны, не пустить всю мощь усилителя на динамики. Но, на мой взгляд, все это полумеры.

Конечно же, я играл и на лампе, и на транзисторах, и на цифре. По ощущениям могу только сказать, что в цифровом усилителе нет души. Да, и звук неплох, и эффекты радуют, и компактные размеры очень удобны, но нет. Не легла к нему душа и все тут. Транзисторный усилитель, кстати, такой я использую сейчас дома, мне понравился больше. Да, пусть звучит несколько суховато и, что ли, простовато, но для дома он – самое то. И в плане регулировки громкости, и в плане неприхотливости. Лампа же – сосем другая история. Быть может, я сам подвергся волне всеобщего безумия на фоне лампы, быть может, я просто не смог допустить, что профессионалы могут ошибаться. Но, ламповый усилитель – это наше все. Ради него стоит построить собственный дом, чтобы играть без оглядки на соседей на той громкости, на какой хочется, и наслаждаться этим звуком и днем и ночью.

Другие статьи в этом разделе:

Виды гитарных усилителей

Транзисторные гитарные усилители

Гибридные гитарные усилители

Цифровые гитарные усилители


Оставить комментарий

Ваш mail не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>